Как правильно читать учебник?

 

 

«Смотрим в книгу – видим фигу». Явление знакомо всем – и почтенным многоуважаемым представителям науки, и школьнику-лоботрясу. Но это ещё не диагноз.

Предлагаем несколько советов, как же лучше усвоить получаемую информацию, чтобы не терять времени зря. Советы относятся к чтению текста и с листа, и с экрана компьютера, некоторые из них и для восприятия информации на слух.

1.Что вначале: курица или яйцо?

 

Даже не совсем прилежные ученики, или обучающиеся – как стало модно называть граждан, грызущих гранит науки, обращали внимание, что в конце каждой главы школьного учебника есть вопросы на понимание текста. Ну а коль вопросы расположены обычно в конце текста, люди автоматически сначала читают текст, а затем – вопросы.

Такой порядок чтения приводит к тому, что наше внимание рассеивается по всему прочитанному тексту.

Правильный способ чтения – сначала читать вопросы к параграфу, а затем – сам параграф. Это позволяет не просто механически получит информацию, но осмыслить её, при необходимости – перечитать и повторить.

 

2.Быть или не быть зубрёжке? ( О приёмах твёрдого запоминания текста)


1)Большинство людей к зубрёжке относится негативно. Однако наша память устроена таким образом, что чтобы перевести информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную, необходимо возвращаться к ней несколько раз. Но зубрёжка должна быть правильной. Нет смысла повторять, как попугай, одну и ту же фразу. Для начала, как уже говорилось выше, надо прочитать вопросы к параграфу учебника. Затем мысленно пересказать этот параграф. Через несколько часов ещё раз открыть учебник, посмотреть вопросы, попытаться ответить, не заглядывая в текст. Этот занимательный процесс повторять до 5-7 раз, делая перерыв, каждый раз вдвое больший прежнего (10 мин., 20 мин., час и т.д.). Таким образом информация укладывается более прочно, чем «наскоком» в последний момент.

2) Существует более современный способ запоминания материала – это рисование ментальных карт ( иначе говоря – интеллектуальных). Техника была придумана Тони Бьюзеном. Для этого надо взять лист бумаги, в центре нарисовать круг, овал или другую фигуру, куда записать тему, которую необходимо запомнить. Например, «Образ Татьяны Лариной». Далее во все стороны рисуем линии, над ними делаем надписи, например: «Что сказали критики?», «Сравнение с другими персонажами», и т.д. Линии могут разветвляться. Желательно выражать мысли одним-двумя словами и сопровождать рисунками.

Такие хитрые карты (mind-maps) позволяют не только структуировать информацию, но и лучше её запоминать, так как подобный способ мышления (радиальный, с помощью связи элементов между собой) больше подходит для нашего мышления, чем обычный ( проговаривание вслух, когда мысли движутся потоком).

 

3.Беречь или не беречь книгу?


Как быстрее найти нужную информацию? С одной стороны, беречь книгу – это хорошо. Особенно, если книга – библиотечная. С другой стороны, вспомните, многие рисунки А.С.Пушкина были сделаны именно на полях книги.

Поэтому, если книга ваша, неплохо завести полезную привычку сразу во время чтения выделять нужные места карандашом (всё-таки лучше карандашом, причем, простым – чтобы можно было бы и стереть при необходимости). Если книгу придётся отдавать, тоже не беда: существуют специальные клейкие закладки ярких цветов, которые можно приклеить на нужной странице. Так как закладки бумажнын, то и на них можно сделать необходимые надписи.

Вот такие небольшие хитрости помогут вам одолеть большие информативные тексты. Удачи!

 

Материал подготовлен по статье И.Иголкиной, бизнес-тренера, журнал "Абитуриент", 2009г.