Игра и младенец

Если ребёнку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии его восприятию ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры… Он уже умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.

Психолог Е.В.Мурашова

 

 

Как в голове ребёнка устроен природный механизм восприятия книги? Как не разрушить, а, напротив, укреплять и развивать его? Изложу своё понимание этого вопроса. (по книге И.Н.Тимофеевой «Книга в жизни маленьких детей»)

Первоначальное приобщение к книге состоит из двух периодов – докнижного и книжного. Оказывается, что с первых минут жизни ребёнок направленно обращает внимание на человеческую речь, т.е. реагирует на мир человека, умеет отличать человеческий голос от всех других звуков. Через месяц он может встретиться глазами с матерью, начинается первая игра «смотреть глаза в глаза», а в конце второго месяца – эпохальный прогресс в развитии. Это улыбка! Контакт, решительный шаг в человеческий мир, ответ на лицо и речь взрослого.

Природа одарила ребёнка даром подражания, на котором основан метод так называемого «биологического зеркала», суть которого заключается в том, что взрослый, общаясь с младенцем, повторяет его действия и, сделав их более выразительными, вновь посылает их малышу. Ребёнок аукает, и мы повторяем за ним. От удивления он открыл рот, и мы тоже. Глядя на нас, малютка осознает, что он делает, повторяя ещё и ещё. Отсюда очень важный посыл на игру, и первая из них – игра звуками и движениями. В это время ему, как воздух, нужна материнская поэзия.

Более подробно о буйной силе развития младенца Вы можете познакомиться в этих книгах:

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М.: Педагогика, 1999

Матейчек Зденек. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992