10 прав читателя

Даниэль Пеннак, французский писатель, преподаватель, выделяет эти права и даёт к ним своё пояснение ( предложено в сокращённом виде).

1.Право не читать.

(Рядом с нами, вокруг нас довольно много людей, достойных всяческого уважения, у некоторых даже имеется превосходная библиотека. Но они не читают книг. То ли у них нет потребности, то ли они слишком заняты чем-то другим. Они такие же люди, так же близко принимают к сердцу несчастья этого мира. Но вот читать – не читают. Что ж, вольному воля. Не трудно примириться с тем, что какой-то конкретный человек отвергает чтение. Но недопустимо, чтобы он был отвергнутым чтением.

Неимоверно грустно – одиночество умножается на одиночество – быть отлучённым от книг, в том числе и от тех, без которых прекрасно обходишься.)

2.Право перескакивать.

( Первый раз я прочёл «Войну и мир» лет в тринадцать. Я перескочил добрых три четверти книги, поскольку меня интересовали только сердечные дела Наташи. Я читал про любовь и про сражения и перескакивал всё, что про политику и стратегию…

Я перескакивал, да. И всем детям следовало бы поступать так же. Пользуясь этой уловкой, они могут как угодно рано позволить себе наслаждаться почти всеми сокровищами, которые якобы им не по возрасту.

Иначе их подстерегает серьёзная опасность: за них это сделают другие. Вооружатся огромными ножницами идиотизма и вырежут всё, что сочтут слишком «трудным» для детей. И появляются «творения» изувеченные, скукоженные, переписанные для детей дистрофическим языком, якобы для них понятным.)

3.Право не дочитывать до конца.

(Среди причин, побуждающих нас прекратить чтение, одна заслуживает того, чтоб на ней задержаться: смутное чувство поражения. Вот я открываю книгу, читаю, и скоро чувствую, что столкнулся с чем-то, что сильнее меня, я борюсь с тексом, но без толку, я могу сколько угодно чувствовать и понимать, что эта вещь заслуживает, чтоб её прочли, а вот не врубаюсь, и всё – чую что-то «чужое», что мне не даётся.

И бросаю.

Или, вернее, откладываю. Убираю книгу на полку с неопределённым намерением когда-нибудь к ней вернуться. Есть такие, что и по сей день ждут, а какие-то из них я, возможно, и никогда снова не открою. Вплоть до какого-то возраста какие-то книги нам не по зубам. Когда нам кажется, что мы до них «дозрели», мы берёмся за них снова. И тогда одно из двух: или встреча происходит, или мы снова терпим фиаско. Великий роман, который нам сопротивляется, не обязательно более трудный, чем какой-нибудь другой…просто …между ним и нами не происходит некая «химическая реакция»).

 

4.Право перечитывать.

(Перечитывать то, что с первого раза нас оттолкнуло, перечитать , ничего не пропуская, под другим углом зрения, проверяя свои впечатления…

Но по большей части мы перечитываем просто так, чтобы повторить удовольствие…)

5.Право читать что попало

(Бывают и «хорошие» романы, и «плохие». Чаще всего именно вторые первыми попадаются нам на пути. Они, помнится, мне показались «просто здоровскими». Мне повезло: надо мной не смеялись, не закатывали глаза, не ругали за глупость. Просто раскидали на моём пути кое-какие «хорошие» романы, ни в коем случае не запрещая мне прочее чтиво. Вот она, мудрость).

6.Право на боваризм (заболевание, передающееся текстуальным путём)

(В общем и целом «боваризм» состоит в удовлетворении жажды острых ощущений: воображение кипит, нервы трепещут, сердце колотится, адреналин бьёт ключом, вживание в образ не знает удержу…. Все мы поначалу так читали. Упивались. И пугали своим упоением взрослых. Но спокойно. Оттаскивать такого читателя от подобного чтения значило бы поссориться с ним. И лишить юного читателя удовольствия самому завтра вывести на чистую воду ширпотреб, от которого он сегодня без ума).

7.Право читать где попало.

8.Право втыкаться.

9.Право читать вслух.

10.Право молчать о прочитанном.

(Те немногие взрослые, которые давали мне читать, всегда уходили в тень, оставляя меня с книгой, и не позволяли себе выспрашивать, что я там понял. Вот с нимия, естесвенно, говорил о прочитанном. Им, живым или умершим, я дарю эти страницы).

 

А что думаете по этому поводу вы?

 

Comments: 0