Резюме. С точки зрения науки

 

 

Раннее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трёх лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребёнка с первых дней и месяцев жизни. В отношении психологов к новорождённым произошел коренной перелом. Если раньше наука делала упор на то, что это крохотное существо ничего не может, то теперь, напротив, интенсивно исследуются возможности того, что ребёнок может, как он оснащён для жизни.

Оказалось, что самое маленькое дитя контролирует количество и качество импульсов, которые к нему поступают из внешней среды, определяя развитие. Однако психическое развитие не происходит само по себе по мере роста ребёнка. Одного ухода недостаточно, нужно общение ребёнка со взрослыми. К сожалению, это понимают не все, ошибочно полагая, будто психическое развитие, умение думать и чувствовать как бы происходит само собой по мере созревания организма. В 50-х годах прошлого века даже такой выдающийся детский врач, как Бенджамин Спок считал, что младенца полезно почаще оставлять одного и не брать на руки, чтобы не избаловать. Но малыш – молодец! Хныканьем, криком, плачем он требует своего – ОБЩЕНИЯ.

Современные биологи утверждают, что нервные клетки мозга формируются, в основном, до трёх лет. Но мозг ребёнка не может развиваться без учёбы, без тренировки. Вот почему стремление к общению для младенца – такая же биологическая потребность, как еде и сон. От того, как удовлетворяется потребность в общении, зависит развитие мозга, а следовательно, и то, как ребёнок будет учиться в школе, то есть СЧАСТЬЕ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ – и не только детской… Психолог установили, что пытливость ума, так же как и его леность, - это состояние души, которое выражается у одних – в привычке к размышлениям, вдумчивости, а у других – в пустом времяпрепровождении и скуке с самим собой. Причем корни этого состояния души – во младенчестве.

И вот что интересно: наиболее развитые дети – не у тех матерей, которые много времени проводят с ними больше времени, и не у тех, кто постоянно что-то рассказывает, объясняет, а у тех, кто (казалось бы!) в игры детей не вмешивается, но способствует тому, чтобы ребёнок открывал мир сам. Такие мамы всегда рядом и готовы пояснять детские открытия, побуждать к новым и увязывать с уже имеющимися.

Нетрудно представить, какие поистине неисчерпаемые возможности даёт для этого художественная литература как искусство слова. В отличие от других искусств, она не даёт готовых образов: воспринимая слово (устно или письменно), ребёнок САМ воспроизводит в своём воображении разных людей и картины в цвет, звуках, запахе.

Раннее приобщение к разным жанрам литературы при неуклонном, по мере роста ребёнка, усложнении и расширении её содержания за счёт отечественной и мировой классики – надёжный гарант формирования культуры личности на всю жизнь И всё это – в родной семье, под родительским кровом.