Материнская поэзия

Готовясь стать матерью, юная женщина не только покупает распашонки своему ребёнку, но и собирает своеобразную копилку «материнской поэзии»: песенки, байки, потешки, потягушки, которыми будет ублажать сына или дочку, развивая его внимание, память, речь.

Материнский фольклор гениален. Пройдя через века, он впитал бесценный опыт многих поколений. Все народы мира поначалу знакомят детей со своей родной поэзией. Это подтверждают биологи-генетики, утверждающие, что дети лучше развиваются в своей национальной среде (память предков). Но, начиная с 4-5 лет, малышей уже знакомят с шедеврами мирового детского фольклора. Но это потом. А с года до трёх – растим детей на русской материнской поэзии. Отметим основные особенности детского материнского фольклора.

Народные песенки всегда обращены к ребёнку (Ване, Маше, Даше). Среди ласковых и певучих звуков младенец слышит своё имя, это радует его и заставляет вслушиваться. Вот почему в песенку (байку, потешку) вставляют имя своего ребёнка. Колыбельная – большая радость детской жизни. Замечено: ребёнок, которому поют колыбельные, спокойнее и раньше начинает говорить.

В детском фольклоре много движений, для маленького это целый театр, в котором он актёр. (Пальчик, пальчик, где ты был…, Коза рогатая…, Сорока-белобока, Ладушки-ладушки… и др.).

Психологи утверждают, что жалость и сострадание появляются у ребёнка уже на первом году жизни. Народные песенки развивают способность к сопереживанию: Жил-был у бабушки серенький козлик…, Волк и семеро козлят, Раз-два-три-четыре-пять…вышел зайчик погулять… и др.

Маленькие дети все до единого любят пламенно стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Неодолимая тяга к стихам отвечает очень сильной потребности интеллектуального роста детей, но этот период скоропроходящий: примерно к шести годам любовь к стихам постепенно угасает. И если эта потребность в стихах не удовлетворялась, то эта любовь затихнет совсем, а вместе с любовью к поэзии затухнет интерес к слову и обострённое чувство его.

«…нельзя не воспользоваться этим «стиховым периодом» в жизни маленьких питомцев, памятуя, что именно в этот период стихи являются одним из самых сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и чувства ребёнка….» (К.И.Чуковский).