12 марта. Работа с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов, в школьной библиотеке

25 июля 2002 г. вступил в действие Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии со статьей 13 Закона на  территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а также их хранение в целях массового распространения.

В связи с этим библиотеки стали объектом внимания органов прокурорского надзора. Однако в настоящее время нормативные документы на общероссийском уровне, касающиеся работы библиотек с «Федеральным списком экстремистских материалов», отсутствуют. Кроме того, специалисты выделяют сложности работы с «Федеральным списком экстремистских материалов»: отсутствие в записях необходимых библиографических данных; наличие грубых орфографических ошибок, не поддающихся идентификации; внесение в записи «Списка» исправлений «задним числом» и другие.

Таким образом, созрела необходимость решить вопрос об урегулировании законодательной базы – разработке приказов и инструкций для работы библиотеки, в том числе школьной, с изданиями, включенными в Федеральный список.

С этой целью 12 марта 2015 года в ГГПИ им.ВГ.Короленко состоялась встреча школьных библиотекарей г.Глазова со специалистом - заместителем директора МБУК «ЦБС г.Глазова» Брыляковой Е.Е. Основной круг вопросов, который обсуждался на совещании, был связан с обсуждением проблем, возникающих при работе в библиотеках при работе с Федеральным списком. Для алгоритма работы с документами, включенными в Федеральный список,  Брылякова Е.Е.  дала рекомендации, основанные на опыте МБУК «ЦБС г.Глазова» и других библиотечных сообществ. На основе представленных материалов  Методическим советом школьных библиотекарей г.Глазова была разработана Методическая инструкция по работе с документами, включенными в Федеральный список экстремистских материалов. Инструкция представлена на утверждение в ИМЦ г.Глазова.

 

Руководитель ГМО

школьных библиотекарей г.Глазова

С.В.Бохонько

28 января. Виртуальная выставка в школьной библиотеке

Внедрение информационных технологий в работу школьных библиотек: виртуальная выставка

Одним из видов  традиционных массовых работ библиотечной работы является книжная выставка. Суть выставочной работы – раскрывая фонд библиотеки, заинтересовать читателя, побудить его взять что-то из представленных документов (изданий). Но сегодня для привлечения внимания к книге уже недостаточно просто поставить её на выставочную полку. Одной из ключевых тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют глобальные компьютерные сети, позволяющие получить доступ к любому виду данных в любом месте и в любое время. Поэтому библиотекарям приходится искать новые формы доведения информации до своих потенциальных пользователей, в том числе посредством виртуальных выставок.

В январе на базе ФМЛ состоялся семинар-практикум школьных библиотекарей г.Глазова.  Тема семинара «Мультимедийные технологии в деятельности школьной библиотеки. Виртуальная выставка. Технология создания».

Многие школьные библиотекари Глазова обучались на курсах, участвовали в вебинарах и мастер-классах, освоили новые сервисы и технологии, позволяющие использовать их при создании виртуальных выставок. Некоторые из таких мультимедийных продуктов, разработанных библиотекарями,  были представлены на региональном конкурсе виртуальных выставок, проходившем в апреле 2014 года. На семинаре в физико-математическом лицее коллеги поделились опытом работы в данном направлении. На семинаре выступили: Воробьёва А.Н. (ФМЛ), Артёмчик В.Е.(МБОУ «СОШ №13»), Угожаева Т.А. (Школа-интернат), Бохонько С.В. (МБОУ «СОШ №1»).

Одним из важнейших направлений работы библиотеки Воробьёва Алевтина Николаевна считает  мультмедийную поддержку  чтения средствами ИКТ. С этой целью библиотекарем был создан сайт «Книги, которые читают твои сверстники», где продуктивно использованы возможности виртуального пространства. Связь с читателями, новые поступления, отзывы, новинки в книжном мире и др. – всё это ведётся в режиме он-лайн, что не может не привлекать современного юного читателя. Библиотекарем широко используются в работе и другие инновационные технологии: ресурс Symbaloo – создан вебмикс с подборкой видеовстреч с детскими писателями; ресурс Thinglink создана виртуальная выставка по книге Даниел Киз; ресурс Padlet  - создана виртуальная выставка «Литературная карта Крыма». Познакомившись с программами и технологией создания буктрейлера, Воробьёва А.Н. представила библиотекарям свой буктрейлер по книге Даниел Киз «Цветы для Элджернона».

  С целью привлечения внимания детей к родному краю, сохранения и развития традиций национальной культуры библиотекарями Угожаевой Татьяной Алексеевной (школа-интернат) и Артёмчик Вероникой Евгеньевной (МБОУ «СОШ №13») были созданы виртуальные выставки, посвящённые Удмуртскому краю. Выставка Угожаевой Т.А. «Короленко в городе Глазове», посвященная 135-летию пребывания  писателя в ссылке, выполнена с помощью сервиса Рopplet. При создании виртуальной выставки Артёмчик В.Е. «Прикоснёмся к истокам удмуртского народа» был использован ресурс Padlet. Библиотекарем Бохонько С.В. (МБОУ «СОШ №1») был представлен цикл виртуальных выставок, выполненных с помощью ресурсов Thinglink, Playcast. Выставки размещены на сайте школьного библиотекаря «Листайка».

Следует отметить, что создание виртуальной выставки требует от библиотекаря долгой, кропотливой, но в то же время  интересной работы. Применение веб-технологий даёт возможность создать настроение, привлечь внимание, подчеркнуть и выделить нужные моменты,  сделать выставку живой и динамичной, вовлечь читателя в мир книги. Мультимедийность таких выставок позволяет эффективнее решать содержательные задачи и способствовать в итоге повышению качества работы библиотеки.

 

Бохонько С.В.,

руководитель ГМО школьных библиотекаре г.Глазова

 

 

 

 

5 декабря. Литературная гостиная как одна из форм библиотечной работы

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

 

Горит свеча… Звучит тихая музыка… На фоне музыки звучат стихи… И каждый погружается в мир лирики и гармонии...

Такой  возвышенной  и одновременно тёплой и душевной атмосферой встретили библиотекарей Глазова в школе №4. Это был городской семинар-практикум «Литературная гостиная. Час поэзии по творчеству В.Тушновой «Дом  мой – в сердце твоём!».

Не секрет, что в век Интернета и компьютеров книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, дети, исходя из своих психологических особенностей, не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке. Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам. Методика проведения литературной  гостиной требует активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. А где, как не в школе, человек может получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Происходит это при органичном сотрудничестве учителя и библиотекаря.

Такое тесное творческое содружество  библиотекаря,  учителя, администрации школы, детей можно было  наблюдать во время проведения литературной гостиной по творчеству В.Тушновой. Вступительное слово завуча по внеклассной работе  школы №4 Студитских Татьяны Александровны  подготовило гостей к основному действию -  часу поэзии. Прочувствованное, волнующее чтение стихов детьми, ученицами 10 класса,  не оставило никого равнодушным. И это не удивительно: учитель литературы Трефилова Наталья Георгиевна продемонстрировала образец исполнительского искусства - выразительного чтения. Слушание стихов сопровождалось показом презентации с прекрасно подобранной музыкой, фотографиями. В завершение встречи библиотекарь школы Артемьева Наталья Юрьевна, принявшая непосредственное участие в подготовке литературной гостиной,   выразила благодарность администрации школы №4 за поддержку  в её творческих дерзаниях.

Библиотекари школ г.Глазова, в свою очередь, благодарят администрацию школы,  Артемьеву Н.Ю и всех участников этой незабываемой встречи.

Бохонько С.В.,

 руководитель ГМО школьных библиотекарей г.Глазова

20 ноября. Семинар "Медийная поддержка чтения в электронной среде"

Медийная поддержка чтения в электронной среде

«Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре».

"Национальная программа поддержки и развития чтения"

 

Ещё в начале XX столетия была изобретена технология, позволяющая создавать и использовать продукты мультимедиа, которые сочетают  все виды информации - графические, звуковые, видео. Такой вид продукта - мультимедийные технологии - появился на основе компьютерных средств создания, хранения, обработки и воспроизведения информации разных типов. Это могут быть сайты, виртуальные выставки, презентации, ролики, учебники, лекции и т.д. На сегодня основными пользователями и создателями  продуктов мультимедиа являются именно библиотеки. 

В 2006 году была принята Межведомственная «Национальная программа под­держки и развития чтения».  В рамках этой программы ведётся поиск инновационных форм библиотечного воздействия, разрабатываются проекты продвижения чтения, охватывающие широкие аудитории читателей.

С одним из инновационных направлений  развития библиотечной практики -  медийной поддержкой чтения в электронной среде - школьные  библиотекари г.Глазова познакомились на семинаре в МБУК «ЦБС г.Глазова». На семинаре выступили Брылякова Е.Е. -  заместитель директора МБУК «ЦБС г.Глазова», Вакурова А.В. -  методист отдела методической и инновационной деятельности МБУК «ЦБС г.Глазова».

Брылякова Е.Е. представила материалы социологического исследования – «Чтение московских подростков в реальной и электронной среде». Результаты исследования дали возможность увидеть процессы и тенденции в сфере чтения подрастающего поколения, переосмыслить роли руководителей детского чтения – родителей, учителей, библиотекарей, вносить коррективы в свою работу. Так  Елена Евгеньевна в качестве нового подхода к развитию чтения предложила школьным библиотекарям использовать медийную поддержку чтения  -  продвижение чтения через Интернет, СМК, социальные сети, рекомендательные сервисы и др. Брыляковой Е.Е.  был проанализирован и представлен коллегам обширный список сайтов, полезных как для библиотекарей, так и для любого пользователя: Литературная критика, Библиографические журналы, Литературные сайты и др.

Современные библиотеки  - это не только пользователи мультимедийных технологий, это и создатели медийных продуктов. Вакурова А.В. рассказала об одном из инновационных направлений библиотечной практики – визуализации чтения, книги и видах деятельности школьной библиотеки в этой области. Александра Валерьевна продемонстрировала для примера несколько вариантов медиапродуктов. Это буктрейллеры, инфографика, постертексты и т.д.    

Технология создания медийных библиотечных продуктов находится на сегодня в стадии формирования, требует сотрудничества со многими специалистами в той или иной сфере, сопряжена с чрезвычайной трудоёмкостью процесса сбора, переработки и оформления информации.

И всё же именно развитие мультимедийных продуктов, как отмечают специалисты,  является сегодня одним из наиболее эффективных средств развития и образования личности, оказывает положительное влияние на процессы приобщения к чтению, повышение и удержание его престижа.

Библиотекари школ г.Глазова выражают благодарность МБУК «ЦБС г.Глазова», лично Брыляковой Е.Е., Вакуровой А.В. за подготовку и проведение интересного семинара.

 

18 ноября. Вебинар для школьных библиотекарей "Проблемы и перспективы развития школьных библиотек в информационно-библиотечные центры"

18 ноября 2014 г. Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ «ФИРО» провел второй вебинар на тему: «Проблемы и перспективы развития школьных библиотек в информационно-библиотечные центры». Ведущая вебинара – Авдеева Светлана Михайловна, руководитель Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ «Федеральный институт развития образования», к.т.н., доцент.


Международный месячник школьных библиотек: опыт работы

С целью повышения квалификации и саморазвития многие школьные библиотекари обучались на курсах, участвовали в вебинарах и мастер-классах, освоили новые сервисы и технологии, способствующие повышению качества работы библиотеки. Полученные теоретические знания были с успехом применены в библиопроектах, реализованных в рамках Месячника школьных библиотек. Особо следует отметить опыт работы библиотекарей Воробьёвой А.Н. («ФМЛ»,) Чуриной В.А. («Гимназия №14»), обучившимся таким видам библиотечной работы, как  «Библиопроекты-2» и «Интерактивные плакаты в библиотеке по продвижению чтения».

Инновационные технологии библиотекари использовали с целью содействия в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организации мероприятий по  пропаганде книги и чтения. Воробьёва А.Н. подготовила подборку встреч детских писателей для детей в виде Вебмикса.  Был использован ресурс Галерея Symbaloo, благодаря которому ребята «вживую» познакомились с писателями. Адрес работы: http://www.symbaloo.com/mix/wstretsaspisatelymi.  На ресурсе thinglink Чуриной В.А. и Воробьёвой А.Н. сделаны виртуальные выставки по книге Дэниел Киз. Цветы для Элджернона и книге А.Гайдара «Тимур и его команда».  Ресурс дал возможность разместить много дополнительной, иллюстративной и текстовой, информации о книге и писателе. Адрес работы Воробьёвой А.Н.: http://www.thinglink.com/scene/581818109707419650, Чуриной В.А.: http://www.thinglink.com/scene/582971706847526914.  Чурина В.А. как итог коллективной работы создала «Мозаику из слов» по книге Е.Семёновой «Волкодав» с использованием сервиса image chef. Адрес работы: http://wiki-sibiriada.ru/images/d/db/Sampf97482c2085b199b.jpg.

  С целью привлечения внимания детей к родному краю, сохранения и развития традиций национальной культуры библиотекарем оформлен интерактивный плакат «Мифы, легенды, сказки удмуртского народа»  с применением ресурса calameo. На виртуальном плакате читатели могут познакомиться с книгой удмуртского автора М.Гарипова, познакомиться с колоритными иллюстрациями, разгадать удмуртские загадки и ответить на вопросы викторины. Адрес работы: http://ru.calameo.com/read/0039860068a725ede443d.

 

 

14 октября. Республиканский семинар-практикум "Международный месячник школьных библиотек"

 

 14 октября 2014 года в г.Ижевске состоялся Республиканский семинар-практикум «Международный месячник школьных библиотек», подготовленный Министерством образования и науки Удмуртской Республики совместно с АУ УР «Региональным центром информатизации и оценки качества образования».

 

На  семинаре-практикуме встретились специалисты (методисты) органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Удмуртской Республики, курирующие деятельность школьных библиотек, руководители методических объединений школьных библиотек.

 

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО отмечается Международный день школьных библиотек. В 2008 году это событие вышло на новый уровень — в январе координатор проекта Рик Малхолланд объявил, что Международный день школьных библиотек преобразуется в международный месячник. Для проведения месячника школьных библиотек участники семинара сформировали банк инновационных идей. С этой целью была организована интерактивная игра, в ходе которой были презентованы лучшие идеи.

 

Методист Управления Образованием Сарапульского района Еговкина Н.В. познакомила участников с проектом «Человек читающий», предложила подпроект «Школьная библиотека – центр когниктивного развития». Руководитель отдела мониторинга и дистанционного обучения АУ УР «Регионального центра информатизации и оценки качества образования»Завалина Т.Л. предложила  темы курсов повышения квалификации для сотрудников школьных библиотек. Информация о курсах  будет выкладываться на сайте РЦИ и ОКО.

 

Встреча закончилась мастер-классами по работе с ментальными картами и использованию ресурсов Skape в работе библиотекарей и методистов.

26 сентября. Вебинар "Детские библиотеки. Новые технологии в решении классических задач"

 

Новые технологии давно и прочно вошли в библиотечную жизнь. Сегодня становится нормой, что библиотекари не только сами осваивают различные сервисы, создают и поддерживают библиотечные интернет-представительства - они реализуют различные творческие проекты на стыке реальной и виртуальной жизни своих учреждений, привлекая к участию в них читателей.

 

Для школьных библиотек это особенно актуально. В отличие от библиотек для взрослых, где вся работа нацелена на максимальный доступ пользователей к информации, не менее важной задачей школьных библиотек остается привлечение детей к чтению, воспитание любви к книге через знакомство с новыми технологиями и творческую реализацию, обучение навыкам информационной грамотности.

 

26 сентября с 9 до 11 часов школьные библиотекари г.Глазова были слушателями вебинара. В ходе вебинара своим опытом проектной деятельности поделились детские библиотекари Липецкой, Новосибирской, Нижегородской областей и Красноярского края.

 

Сентябрь - ноябрь. "Новая школа: мой маршрут"

Вторая мждународная образовательная научно-практическая он-лайн конференция "Новая школа: мой маршрут" предложила бесплатные дистанционные мастер-классы под руководством Е.Н.Ястребцевой. Библиотекари школ города Глазова стали участниками проекта.

Впечатлениями и полученными навыками коллеги поделятся на городском методическом объединении школьных библиотекарей города.