Готов ли ваш ребёнок к школе?

           Прежде всего, необходимо определиться с понятием, что такое «готовность к школе», о которой много говорят родители. Приходится слышать недовольство мам и пап, что их ребёнка не взяли в школу, хотя он умеет и читать и считать. Поэтому, чтобы не возникало подобных недоразумений, разберёмся, что же должен уметь ребёнок, чтобы он был готов к школе.

           Под «готовностью к школе» понимаются не просто определённые знания и умения, важен их определённый набор, в котором должны присутствовать все элементы. Это как в наборе продуктов, без которого нельзя приготовить нужное блюдо. Что же входит в этот набор? Это, прежде всего,  мотивационная, личностная готовность. Туда входят воля, интеллект, развитие зрительно-моторной координации.

          Рассмотрим понятие  «мотивационная готовность».   Это значит, хочет ли ребёнок учиться. «Наш ребёнок хочет в школу!» – скажут родители. Но чувствуете разницу: хочет в школу – и хочет учиться? Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что он получит новый портфель и другие школьные принадлежности. Потому что в школе классы, учительница, уроки, домашние задания  – совершенно новые слова и понятия, привлекающие своей новизной малыша.  Но кроме этого, ребёнок должен стремиться стать школьником с осознанием того, что в школе ему придётся жертвовать игрой или прогулкой из-за уроков, что выполнять домашние задания  - это не только увлекательно, но, возможно, трудно, не всегда интересно, но нужно. А для этого мамы и папы и другие домочадцы просто должны рассказывать детям о том, что, поступив в школу, он становится более взрослым.  Что в связи с этим он должен будет выполнять определённые обязанности, возможно, не всегда весёлые и лёгкие. Родителям следует  показать на доступных примерах  о важности уроков, оценок, расписания занятий и т.д. Одним словом, у ребёнка должна выработаться так называемая «внутренняя позиция школьника».

           А теперь поговорим о волевой готовности. Школьник должен не просто уметь слушаться, но должен уметь слушать, ученику необходимо уметь понять и принять задание учителя, причём, суметь для этого подчинить свои желания. Такое умение можно развивать с успехом и дома. Давайте детям различные задания – от простых к более сложным. Усложняя, можно давать несколько заданий подряд, Для этого можно попросить ребёнка объяснить, почему он это будет делать, можно ли выполнить данное поручение и каким образом. Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты – дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Эти упражнения развивают внимание, сосредоточенность и работоспособность.

         Рассмотрим  такое понятие готовности  ребёнок к школе как двигательное развитие. Конечно, это физическая готовность: крепкие мышцы рук, развитая мелкая моторика, чтобы ребёнок много правильно держать ручку, чтобы не уставал при письме. Но этого не достаточно. В школе детям приходится одновременно смотреть на предмет (доску) и  списывать или срисовывать. Поэтому важны согласованные действия глаза и руки. Здесь, прежде всего, помогут задания на копирование простых геометрических фигур, рисунков, схем, цифр. Такие задания обязательно даются детям при поступлении в школу. Подготовленные дети легко с ними справляются.

 

        А теперь разберёмся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что это и есть самое главное в готовности ребёнка к школе: обучить  навыкам письма, чтения и счёта. Но именно в этом и кроется главная ошибка родителей при подготовке к школе, а потом и разочарований при отборе в школу. На самом деле интеллектуальная готовность – это наличие у ребёнка такого уровня психического развития, когда происходит саморегуляция памяти, внимания, мышления, и ребёнок читать, считать и решать задачи может во внутреннем плане, то есть «про себя». Объясним подробнее. Взрослые люди знают, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы, цифры), которые как бы замещают реальные предметы.  То есть, чтобы сосчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их кружочками  и считать эти кружочки – заместители машинок. Для решения более сложных задач можно предложить детям строить рисунки-чертежи.  Поиграйте с ребёнком в игры, где надо придумать для каждого слова свои обозначения. Так можно зашифровать рассказ, составить распорядок дня или даже составить порядок решения задачи.  При этом развивается и память, и внимание, и организация деятельности детей.

Таким образом, вы видите, что от вас, мамы и папы,  требуется лишь немножко терпения и фантазии, и готовность ребёнка к школе сформирована. Успехов.